Источник информации: сайт Mobile Hydraulics Tips (Советы по мобильной гидравлике)
Понимание гидравлической системы своей машины имеет решающее значение при выборе рабочих инструментов и дополнительного навесного оборудования для спецтехники.
Мини-погрузчики (компактные гусеничные погрузчики) относятся к наиболее полезному и востребованному мобильному оборудованию, а добавление в их арсенал дополнительного навесного оборудования делает их гораздо более универсальными при выполнении работ в различных сферах – от строительства и ландшафтного дизайна до стрижки кустарников и уборки снега.
Вспомогательные гидравлические системы предназначены для питания широкого спектра навесного оборудования. Хорошее понимание как возможностей данного оборудования, так и требований рабочей площадки помогает обеспечить эффективную и, в том числе, безопасную работу.
OEM-производители предлагают три основные системы
Наиболее распространенным является пакет вспомогательной гидравлики со стандартным потоком. Хотя скорость потока зависит от модели и производителя, стандартные системы обычно имеют расход от 60 до 100 литров в минуту. Они устанавливаются на все машины с завода и работают при том же давлении, что и основная гидравлика машины – примерно от 200 до 350 бар. Гидросистема со стандартным потоком приводит в действие многие из наиболее распространенных на рынке гидравлических навесных устройств, таких как ковши 4-в-1, гидравлические молоты, шнеки, траншеекопатели и грейферы.
Помимо стандартной функциональности, имеется вспомогательная гидравлическая система с высоким расходом, которая повышает универсальность и производительность машины. Как и в случае со стандартным потоком, доп. оборудование работает при том же давлении, что и основной гидравлический контур. Скорость потока, однако, колеблется от 120 до 160 литров в минуту. Система высокого расхода может быть установлена на заводе или смонтирована позже в полевых условиях. Она приводит в действие навесное оборудование производственного типа, для которого требуется более высокая скорость потока. Примеры включают планировщики холодного типа, множество снегоуборщиков, небольшие мульчеры и измельчители.
Усовершенствованная вспомогательная гидравлика имеет скорость потока, аналогичную расходу гидрооборудования с высоким расходом, и при этом работает при более высоком давлении. Навесное оборудование, в котором используются усовершенствованные системы с высоким расходом, включает большие фрезы для холодной обработки, скальные пилы и большие мульчеры.
Некоторые современные машины предлагают все три возможности в одном исполнении, например, оснащены рабочим оборудованием, а также навесным доп. оборудованием, приводимым в действие аксиально-поршневым насосом. Базовая версия машины может быть оснащена контуром с высоким расходом, обеспечивающим 160 литров в минуту при 240 бар (при номинальной частоте вращения двигателя 2500 об/мин). Переключатель в кабине позволяет оператору по мере необходимости снижать производительность до стандартного расхода, обеспечивая подачу 100 литров в минуту при давлении 240 бар. Улучшенная версия машины с высоким расходом повышает давление до 280 бар при подаче 160 литров в минуту.
Во всех вышеперечисленных вариациях используются один и тот же насос, аналогичные РВД и идентичная гидравлическая система.
Кроме того, дополнительные вспомогательные гидравлические системы могут быть задействованы в задачах, требующих одновременного выполнения нескольких гидравлических движений (операций). Такие операции могут включать, например, функцию бокового смещения на строгальной машине холодного типа или измельчителе пней, изменение направления на желобе снегоочистителя.
Взаимосвязь давления и расхода
Когда дело доходит до согласования работы навесного оборудования со вспомогательной гидравлической мощностью машины, понимание разницы между давлением и расходом имеет решающее значение. Начнем с основ. Поток соответствует скорости движения навесного оборудования без каких-либо нагрузок – когда в спецификациях навесного оборудования указано, что оно рассчитано на максимальный расход 120 литров в минуту, обычно это подразумевает параметры запущенной системы без давления или сопротивления потоку (без нагрузки). Но как только навесное оборудование начинает работать (зацепляться и сопротивляться потоку), давление начинает расти.
Правило, выведенное эмпирическим путём, заключается в следующем:
работа навесного гидрооборудования при давлении на 5–10% ниже максимального – обеспечивает оптимальные охлаждение и производительность
Величина давления дает представление о том, какую работу можно выполнить с помощью гидравлики. Гидрооборудование и улучшенное навесное оборудование могут использовать один и тот же поток РГЖ, но дополнительное давление важно для “требовательного” доп. оборудования, таких как мульчирующие головки. Работа при давлении 270 бар по сравнению с 200 бар означает преодоление большего сопротивления барабану, вращающему мульчер, что позволяет оператору гораздо эффективнее очищать заросли от кустов и небольших деревьев.
Поэтому важно понимать максимальные ограничения по потоку и давлению для каждой конкретной “насадки”. Распространенным заблуждением является утверждение о том, что лучше всего запускать навесное оборудование, используя весь доступный поток и давление. Это неверно, а многое доп. оборудование имеет рекомендуемые параметры для лучшей работы.
Большинство крупных навесных машинных приспособлений оснащаются манометрами, датчиками давления или контрольными точками для подключения и вывода оных в кабину, чтобы помочь операторам при работе “оставаться в пределах” рекомендованных номинальных значений давления. Рекомендуется поддерживать работу доп. оборудования при давлении на 5–10% ниже его максимального давления, чтобы обеспечить оптимальное охлаждение и производительность. Превышение этих параметров может привести к излишней нагрузке и повреждению систем машины.
Гидравлическая мощность в Л.С. (лошадиных силах)
Параметр гидравлической мощность в л.с. важен, поскольку он, по сути, указывает на гидравлические возможности машины и на то, какой производительности и эффективности можно ожидать от навесного оборудования. Многие OEM-производители и другие производители навесного оборудования указывают номинальную гидравлическую мощность для своей продукции, потребители также могут быстро рассчитать ее самостоятельно:
N = P × Q / 1714
где P — давление в барах, а Q — расход в литрах в минуту.
Многое навесное оборудование оценивается исходя из соответствия его гидравлической мощности – мощности самой машины. Исходя из принципов эффективности не имеет большого смысла использовать навесное оборудование, которое может потреблять только 40 л.с. на машине мощностью 90 л.с., или наоборот.
Производители навесного оборудования публикуют диапазон допустимых скоростей потока для своей продукции. Сравнение этих данных с максимальной производительностью машины – быстрый и простой способ определить, соответствуют ли они друг другу.
Кроме того, перед приобретением навесного доп. инструментария требуется убедиться, что муфта совместима с машиной и типоразмеры быстроразъемных соединений (БРС) для гидравлических шлангов также совпадают. При необходимости всегда имеется возможность заказать переходную муфту и все переходники для РВД.
Распространенным заблуждением является то, что система со стандартной подачей может правильно работать с навесным оборудованием, рассчитанным на высокий поток. Приведение в действие навесного оборудования с высоким расходом на погрузчике с поворотом борта со стандартным потоком приведет к неэффективной работе гидрооборудования и, соответственно, непродуктивному выполнению самой задачи. Помимо достижения более низких, чем ожидалось, результатов, такое несоответствие в гидравлике может привести к повреждению навесного оборудования или погрузчика.
Многие эксплуатанты совершают ошибку, приобретая доп. оборудование большего размера, чем необходимо. Оно будет функционировать. Однако навесное оборудование, предназначенное для более высоких давлений, обычно имеет другой тип внутреннего приводного мотора, как например, аксиально-поршневой гидромотор по сравнению с героторным гидромотором на навесном оборудовании с низким расходом и низким давлением. Хоть конкретное навесное оборудование и может быть подключено к самым разным машинам, но оно может оказаться не продуктивным по отношению к своему потенциалу.
Всегда вникайте в детали и все параметры, чтобы заранее быть уверенным в том, что именно это навесное оборудование на вашей машине может выполнять требуемые задачи с конкретной выработкой.
Кроме того, имейте в виду, что усовершенствованное исполнение вспомогательной гидравлики с высоким расходом предназначено для более “экстремальных” ситуаций, когда операторам по факту предоставляется возможность более обширного и эффективного выполнения поставленных задач. Усовершенствованное исполнение “High-Flow” доступно для применения только на более крупных мини-погрузчиках – с мощностью, доступной для обеспечения правильной работы навесного оборудования.
Хотя ряд современных машин позволяет операторам регулировать поток из кабины, всё же может возникнуть некоторая путаница при настройке потока, наиболее подходящего для конкретного навесного оборудования. Владельцы оборудования, администраторы автопарка спецтехники и компании по аренде должны в обязательном порядке предоставлять водителям точные инструкции — в виде самой простой и понятной ламинированной “карточки-напоминалки”, хранящейся в кабине и указывающей расход для каждого типа применяемого на конкретной машине навесного доп. оборудования. Это обеспечивает лучшую производительность и снижает риск неправильного подключения или неправильной настройки расхода и давления (что может привести к поломке).
Замечания по техническому обслуживанию
Требования к техническому обслуживанию вспомогательных гидравлических систем в основном соответствуют требованиям большинства машин с гидравлическим приводом.
Во-первых, важно поддерживать надлежащий уровень гидравлической жидкости, в соответствии с руководством пользователя (мануалом). Для обеспечения безопасности и точности данных – проверяйте уровень РГЖ, когда стрелы погрузчика находятся в опущенном положении. Стрелы погрузчика в поднятом положении втягивают рабочую жидкость из гидравлического бака, создавая ложное впечатление о недостатке РГЖ.
Всегда следуйте рекомендациям производителя оборудования относительно интервалов замены гидравлического масла и фильтров. Не менее важно минимизировать возможность загрязнения, будь то грязь, твердые частицы или вода. Проверяйте постоянно-периодически все узлы соединений на предмет затяжки и отсутствия подтёков. Загрязненная гидравлическая жидкость сокращает срок службы гидравлического насоса и гидросистемы и может привести к более серьезным проблемам.
Также вязкость является наиболее важным фактором при выборе гидравлической жидкости. Следуйте рекомендациям производителя, чтобы класс вязкости соответствовал эксплуатационным требованиям машины и окружающему климату. Неверный подбор РГЖ приведёт к снижению производительности. Кроме того, неподходящее масло в холодном климате может привести к снижению производительности и повреждению гидравлических компонентов, в то время как неправильное масло в более теплом климате может не обеспечить необходимой смазывающей способности и привести к перегреву и чрезмерному износу. Всё то же самое касается и навесного доп. оборудования.
Коммерческие наблюдения
Одной из наиболее распространенных ошибок, которую совершают подрядчики, является покупка погрузчика с бортовым поворотом без достаточной гидравлической мощности. Зачастую лучше иметь гидросистему с увеличенным потоком и не нуждаться в нём постоянно, чем не иметь оную и работать с неудовлетворительной производительностью.
Статистика последних лет показывает, что всё больше потребителей ищут машины с высокопроизводительными и усовершенствованными системами высокого расхода. Зачастую является разумным вложить больше средств при покупке техники (с авансом на перспективу) и быть готовым к более требовательным задачам в будущем. Это позволяет избежать предстоящих затрат времени и средств, необходимых для установки комплекта обновления гидрооборудования на машину постфактум.
Для владельцев, которые в основном арендуют навесное оборудование, наличие машины, оснащенной вспомогательным гидрооборудованием с высоким расходом, облегчает подбор навесного оборудования из наличия, вместо того, чтобы выбирать, какое именно доп. оборудование подойдёт. Это обеспечивает определённую гибкость.
Ежегодно на рынке появляется всё больше навесного доп. оборудования, а универсальность применения мини-погрузчиков с бортовым поворотом продолжает расти. Оснащая машины правильными с расчётной точки зрения вспомогательными гидравлическими системами, вы будете извлекать выгоду из всего, что могут предложить ваши машины, возвращать свои инвестиций и, в конечном итоге, увеличивать прибыль.
Несколько практических советов для служб эксплуатации – техников и инженеров
Ниже приведены несколько советов по устранению неисправностей вспомогательных систем и гидравлического навесного оборудования.
Что делать, если новое навесное оборудование не работает на, казалось бы, подходящей машине?
Если новое навесное оборудование “на бумаге” соответствует параметрам уже имеющейся машины, но в действительности не обеспечивает ожидаемой производительности, проверьте, работает ли машина должным образом – проведите диагностику гидросистемы. Особенно это актуально при значительной наработке машины. Банально, настройка главного предохранительного клапана всего на несколько десятых бар – может иметь большое влияние на работу гидравлики. Специалист по техническому обслуживанию может выполнить несколько быстрых тестов, чтобы определить, соответствует ли гидравлическая мощность номинальным значениям и все ли корректировки в норме.
Есть ли проблемы с перестановкой доп. оборудования с одной машины на другую?
Если вы используете одно и то же навесное оборудование на нескольких машинах, а на одной из них возникли проблемы с чистотой гидравлической системы, то необходимо произвести процесс проверки и очистки. Не допускайте установку навесного оборудования на заведомо исправную машину, если до этого оно отработало на старой машине, не прошедшей ТО. Ведите соответствующий журнал.
Какой предпочтительный способ хранения доп. оборудования?
Следите за тем, чтобы при хранении навесного оборудования гидравлические муфты не лежали на земле и имели заглушки. Держите их максимально закрытыми и защищенными. Некоторые операторы машин соединяют их между собой после демонтажа с машины, что является еще одним верным вариантом (закольцовывание). Перед подсоединением к какой-либо машине убедитесь, что точки соединения на коллекторе и соединения шлангов на навесном оборудовании – чистые.