Автор: Прокуда Александр, главный инженер-гидравлик компании “Гидро-Тест”.
На сегодняшний день отечественный рынок диагностических тестеров гидравлического оборудования представлен множеством марок-изготовителей, обладающих различными возможностями и находящихся в своих ценовых категориях. В серии статей о гидротестерах будет приведён обзор наиболее популярных моделей.
Самые простые модели и, как следствие, наиболее бюджетные – это спаренные в единый гидроаппарат дроссель и расходомер.
Рис. Прибор (дроссель-расходомер) для диагностирования гидросистемы:
1 – корпус; 2 – гильза; 3 – плунжер; 4 – манометр; 5 – указатель; 6 – впускной штуцер; 7 – сливной штуцер; 8 – рукоятка; 9 – нагнетательная магистраль.
Но данные модели можно назвать гидротестерами с некоторой натяжкой, так как представляют они собой лишь одну составную часть гидравлического тестера и их технические возможности ограничены. Принцип работы дроссель-расходомера основан на эффекте перепада (разности) давления потока гидравлической жидкости через изменяемое сечение дроссельной щели:
где Q – расход, А – площадь проходного сечения дроссельной щели, ΔP – перепад давления в дросселе, ρ – плотность рабочей жидкости, k – коэффициент расхода (k=0,6…0,9).
Какой результат мы можем извлечь, используя подобный прибор для диагностики гидросистем:
- мы имеем возможность определить расход насоса при том давлении, на которое произведена тарировка дросселя, обычно – на 100 бар;
- далее, сравнивая разницу между действительным расходом и теоретическим, мы можем сделать приблизительный вывод об объёмном КПД насоса;
- также с помощью такого прибора мы в силах проверить срабатывание клапана сброса давления и произвести его настройку;
- ну и наконец, мы имеем возможность имитировать нагрузку в гидросистеме, причем в любом узле – при наличии всех необходимых переходников и фитингов.
Рис. Дроссель гидравлический (дроссель-расходомер) ДР-350М.
Преимущества измерительных приборов дроссель-расходомеров следующие:
- Небольшие масса и габариты, что немаловажно при их транспортировке авиа- и иным транспортом, а также при эксплуатации. Вес, например, прибора ДР-350 составляет 3,5 кг, а вес комплекта СДР-2 (ссылка) с переходниками равен 12.5 кг.
- Дроссель-расходомеры очень просты в своем техническом устройстве, так как являются полностью механическими. Для функционирования данных приборов не требуется электричество, они полностью автономны в своей работе.
- И главный плюс этих моделей – это их цена. Модели ДР- 70, ДР-90М, ДР-350 возможно приобрести как на первичном, так и на вторичном рынке. В зависимости от модели и состояния их цена варьируется от 10 до 35 тысяч рублей.
На этом перечень преимуществ данных приборов заканчиваются. С помощью этих моделей не представляется возможным построить расходную характеристику “давление-расход”, а следовательно, не представляется возможным определить фактическую настройку регуляторов насоса. Кроме того, точность этих приборов оставляет желать лучшего: в пределах 5% у самых лучших моделей и до 50% при малых расходах. Связано это с чувствительностью прибора (градуировка – шаг деления шкалы – составляет 5 литров) и изменением плотности рабочей гидравлической жидкости в зависимости от температуры масла, наличия в нем примесей, воды и загрязнений в виде абразивного износа и другого. Для понимания, производители насосов регламентируют КПД с точностью до 1%. Поэтому для более точных результатов измерений необходимо делать поправки на плотность и температуру используемой марки масла (РГЖ), что не всегда представляется удобным при работе в полевых условиях.
Рис. Дроссель гидравлический (дроссель-расходомер) ДР-90М.
Отдельные модели одного производителя отличаются следующим:
- максимальным измеряемым расходом: например, от 70 литров (ДР-70) до 350 (ДР-350);
- максимальным рабочим давлением: до 400 бар (ДР-350М);
- ценой.
* * *
В связи с ограниченными возможностями и высокой погрешностью измерения величины расхода жидкости дроссель-расходомеры теряют свою популярность и актуальность, уступая место более точным современным приборам.
Читайте также: