Что может быть причиной более быстрого разложения гидравлического масла?
Есть множество причин, которые могут привести к ухудшению качества РГЖ. Качественная диагностика показывает, что наиболее распространенными являются:
- окисление
- термический распад
- истощение присадок
- загрязнение
- микродизелинг (быстрое и адиабатическое [с передачей тепла] сжатие пузырьков воздуха в масле, вызывающее экстремальное локальное повышение температуры)
Окисление
Окисление – это реакция взаимодействия молекул масла с молекулами кислорода. Окисление может привести к увеличению вязкости и образованию “лака”, шлама и осадка. Кроме того, это может привести к истощению присадок и разрушению базового масла (масляной основы). Как только масло начнёт окисляться, вы сможете зафиксировать это по увеличению кислотного числа. Кроме того, из-за окисления на оборудовании может образоваться ржавчина и коррозия.
Термический (тепловой) пробой
Температура любого смазочного материала (тем более, в виде рабочей жидкости) – должна быть первостепенной задачей контроля, будь то мобильная гидравлика или же стационарная – это важно и обязательно (в рамках перманентного мониторинга или же с целью подготовки Технического заключения). Помимо разделения движущихся частей внутри механизма, смазка (или РГЖ) также должна рассеивать тепло. Это означает, что масло всегда находится в зоне риска быть нагретым выше рекомендуемой стабильной температуры.
Правило скорости Аррениуса для температуры гласит, что на каждые 18 градусов по Фаренгейту (10 градусов по Цельсию) скорость химической реакции удваивается. Другими словами, при каждом повышении температуры масла на 10°C срок службы масла сокращается вдвое.
Сохранение масла как можно более холодным во время использования продлит срок его службы и уменьшит реакцию термического разложения.
Микродизелинг
Эффект микродизелинга, также известный как термическое разрушение (деградация) под давлением, представляет собой процесс, при котором воздушный пузырь переходит из области низкого давления в системе в зону высокого давления. Это очень распространено в гидравлических системах.
Микродизелинг приводит к адиабатическому сжатию пузырьков воздуха в масле, которые затем нагревают окружающие молекулы масла, вызывая мгновенное окисление этих молекул.
Аддитивное истощение присадок
Большинство пакетов присадок в масле рассчитаны на перманентное израсходование в течение срока службы масла.
Что вызывает истощение присадок – ответит на этот вопрос химический анализ масла, проводимый с целью контроля уровня присадок, который также выдаст важные показатели состояния смазочного материала.
Загрязнение
Загрязнения, такие как грязь, вода, металлы, производственная пыль, воздух и т. д., могут значительно повлиять на скорость разложения смазочного материала. Грязь, содержащая мелкие частицы металла, может быть катализатором, который способен вызывать даже искрение и ускоряет процесс деградации масла.
Воздух и вода становятся источником кислорода, который вступает в реакцию с маслом и приводит к окислению смазки. И здесь снова будет полезен анализ масла – для контроля уровня загрязнения смазочного материала (поэлементный, ГОСТ 17216-2001, ГОСТ 31247-2004, ISO 4460, SAE AS 4059 и другие тесты).
Быстрее всего выходят из строя наиболее чувствительные к классу чистоты РГЖ узлы гидросистемы, такие как гидроаппаратура, гидропанели и насосные станции.